Обзор игры DayZ: любовь и ненависть
DayZ — игра на выживание с элементами хоррора. Это стендэлон, основанный на одноименном моде Arma 2, созданном Дином Холлом. Мод пользовался огромным успехом, и с тех пор, как в декабре в раннем доступе Steam была выпущена альфа-версия, было продано более 1 миллиона копий. С тех пор проект неизменно занимает высокие позиции в чартах Steam по продажам. Записываемые игроками видео забавны, а сообщество активно публикует сообщения на Reddit и форумах DayZ, обозначая места появления добычи, размещая фотографии пейзажей и места скопления бандитов, чтобы другие, более подготовленные игроки могли выследить тех новичков, кто лутает свежие спавны.
Кажущееся однообразие
DayZ очаровывает моментально. Игрок начинает почти с нуля, имея только одежду и фонарик. Сразу дают о себе знать голод и жажда. Скорее всего, новый спавн будет где-то на открытом побережье, в городе или между этими локациями. Карты нет. Тот, кто никогда до этого не играл, вероятно, совершенно не поймет, где находится. Зато есть зомби. Начинают все с поиска еды, а когда находят первую банку консервов, оказывается, что ее нельзя открыть без отвертки или ножа. Также необходимо запастись питьевой водой, и если найти озеро, попить удастся, но потом окажется, что оно загрязнено, и приходится начинать сначала. Возрождение происходит не там же, где первый раз, а чаще всего на расстоянии многих километров. Транспортных средств нет, а бегать можно только в умеренном темпе.
Итак, все начинается по-новой, и, возможно, на этот раз кто-то просто застрелит новичка без всякой видимой причины — у бывалых игроков давно есть ружье, и им скучно, а новички просто беспомощные, как оленята Бэмби. Потом каждый обязательно упадает с лестницы (истории о падении с лестниц забавны и многочисленны. Несколько таких есть у каждого игрока, и они порой очень смешные) и поломает ноги, будучи затем съеден зомби. Многие решаются забежать в опасный город с голыми кулаками против вооруженных парней. Одного удастся забить и отобрать у него оружие, какое-то время отстреливаться, чтобы вновь умереть и все потерять.
Это звучит скучно. Один из тегов игры в Steam — «симулятор бега», и это во многом отражает действительность. Бегать тут приходится гораздо больше, чем делать что-либо еще. Ничего не происходит в течение часа, а затем игрока ожидают 3 минуты интенсивного геймплея, после которых все придется начинать сначала.
Основная причина популярности
Несмотря на все это DayZ бесконечно интересен. Голосовой чат позиционный, то есть игроки слышат друг друга только в непосредственной близости. Пушки — просто огонь! Ресурсы чрезвычайно ограничены и разбросаны по всему миру. Прямо сейчас зомби на карте очень мало, и если они задели не сильно, обычно можно от них без проблем убежать. Основная угроза для игроков сейчас — это другие игроки. В будущем, возможно, станет больше PvE, но сейчас пока делать в игре особо нечего и риска атаки зомби почти нет — это по большей части PvP.
Можно стать бандитом — достать оружие, прятаться на холмах и стрелять по другим игрокам. Можно стать героем — выслеживайте тех, кто охотится за безоружными. Есть много видео отважных пожарных и страшных культов. Можно попробовать отыграть медика, загрузив своего персонажа медикаментами и одевшись во все красное.
DayZ привлекает взаимодействием между игроками. Можно быть хорошим, плохим или никаким. При этом все вынуждены общаться. Люди поют. Когда они безоружны и у них ничего нет, они снимают штаны и бегут в центр города, издавая китовый вой, в надежде, что никто не выстрелит от смеха. Игрока могут похитить, отвезти в церковь и заставить читать там Библию. Многие машут рукой снайперам на холме и оставляют одежду в бункере в Солнечном, потому что им лень бежать на юг. Богатство и насыщенность мира определяется тем, что игроки готовы вложить в него.
DayZ — это прежде всего выбор и реакция других на этот выбор. Можно накормить друга гнилыми фруктами, выстрелить в голову убегающему человеку, заставлять людей снимать штаны и танцевать веселые танцы. Это потрясающее свидетельство разнообразия типажей человеческой психики, а тот факт, что игра красиво выглядит на мониторе лишь добавляет привлекательности.