ОбзорыПрохождения и советы

Детальный разбор проекта BIOSHOCK

Твист «Будь так добр?» из BioShock образца 2007 года остается одним из лучших в индустрии: невозможно предвидеть его приближения, но он расставляет все по своим местам, и заставляет игрока взглянуть на историю под другим углом и более глубоко понять подводный мир Восторга.

BioShock удавалось раз за разом удивлять игроков, оставаясь при этом абсолютно последовательным и правдоподобным. Все в нем, от пропагандистских плакатов с декорированными стенами до аудиозаписей, спрятанных на полках, казалось частью единого целого.

С 2007 года многое изменилось. У BioShock появился сиквел, а затем и третья игра, Infinite, процесс разработки которой затянулся и сопровождался конфликтами. Недавно издатель 2K объявил, что новая студия Cloud Chamber работает над следующей частью серии BioShock. Какое же наследие оставила геймерам эта франшиза?

Шок для системы

Когда BioShock вышел в 2007 году, он казался уникальным, но основная идея, лежащая в его основе, была в некотором роде полностью производной. Студия Irrational Games была основана в 1997 году после того, как трио из Кена Левина, Джонатана Чей и Роберта Фермье покинуло Looking Glass Studios (разработчиков Thief), и в качестве дебюта создала System Shock 2. Игра стала классикой на ПК и одной из игр, популяризовавших жанр иммерсивных симуляторов. Но некоторым его аспектам не хватало проработанности, и, несмотря на признание критиков, игра так и не снискала значительного коммерческого успеха. Что касается BioShock, Irrational — на момент выхода игры называвшаяся 2K Boston — хотела донести ключевые фишки System Shock 2 до более широкой аудитории. Очевидно, что BioShock оказался больше, чем просто продолжением идей System Shock 2. У этих двух игр есть общие сильные стороны — сочетание стрельбы и RPG-элементов, сложные отношения между игроком и антагонистом и повествование через окружающий мир — но фишки, за которые BioShock почитали больше всего, появились позже.

Сюжет BioShock постепенно обретал форму, поскольку Левин черпал вдохновение из различных источников: жизни Джона Д. Рокфеллера, произведений Джорджа Оруэлла и, что, возможно, наиболее важно, объективистской философии Айн Рэнд, которая определила как образ главного злодея игры Эндрю Райана, так и сам мир Восторга. Команда также выделила роль «Маленьких сестричек»: генетически измененных девочек, которых игрок мог либо пощадить, либо погубить, забрав АДАМ — ресурс, прокачивающий персонажа. Это была упрощенная этическая дилемма, но все же она заставляла игроков задуматься. Именно это смешение морального выбора с темой, сюжетом и механиками сделало серию BioShock особенной. Казалось, что разработчики тщательно обдумывали каждое решение, планируя что игрок будет чувствовать на протяжении всего своего путешествия. Самым большим нововведением BioShock была глубина повествования и тот факт, что игры заставляли игроков размышлять о своем вымышленном мире даже спустя длительное время после прохождения.

Философия

О чем же были эти размышления? В оригинальном BioShock это был, прежде всего, объективизм Айн Рэнд, основанный на предположении, что человеческое «собственное счастье является моральной целью его жизни». В BioShock 2 это был коллективизм: приоритет групп над личностью. А в BioShock Infinite речь шла о культе, квантовой механике, судьбе и многом другом. Что любой BioShock делал блестяще, так это позволял игроку физически исследовать пространство, созданное в соответствии с определенной философской концепцией, и узнавать о нем с помощью личного погружения, а не чтения лекций и просмотра роликов. Эти сложные темы также породили некое противоречие, присутствующее на протяжении всей серии, между комплексными идеями и порой ураганным экшном.

Многие согласятся, что ни BioShock 2, ни Infinite не повторили успех оригинала, который получил лучшие отзывы критиков и часто фигурирует во всевозможных списках величайших игр всех времен. Отчасти потому, что он был первым, потрясающим и новым, и многие геймеры ни во что подобное раньше не играли. В некоторой степени любое его продолжение было почти обречено на провал. Но это также указывает на структурные проблемы с разработкой обеих более поздних игр.

Для BioShock 2 это были как временные, так и творческие ограничения. Студии 2K Marin было дано всего два года на создание игры, и они должны были соревноваться с Gears of War и Call of Duty. Infinite, напротив, мешал не масштаб, а его собственные амбиции. Помимо того, что он пытался выступить в качестве кульминации сериала, он затрагивал, возможно, самые тяжелые моральные темы: расизм, американскую исключительность, культы и бесконечные параллельные миры. Сценаристы по-настоящему погрузились в квантовую механику мира, возможно, в ущерб социально-политическим темам. Пытаясь затронуть несколько тем, команда уделяла меньше внимания каждой из них в отдельности.

Наследие

Наследие BioShock среди фанатов и степень вовлеченности каждого игрока в идеи серии, конечно, неоднозначны. Что более измеримо, так это влияние на сообщество разработчиков. Джордан Томас вместе с другим разработчиком BioShock Стивеном Александром основал компанию Question Games, которая позже выпустила хоррор-триллер The Blackout Club. Чей основал Blue Manchu, разработчиков Card Hunter и Void Bastards. Разработчиков Dishonored из Arkane Studios, вызвали в качестве поддержки во время создания BioShock 2: со-креативный директор студии Себастьен Миттон помогал создавать некоторые районы Восторга до того, как построил Дануолл.

Томас также отмечает большое влияние BioShock на инди-сообщество, говоря, что разработчики, испытавшие противоречие между сюжетом BioShock и его механикой, в ответ сузили фокус в своих собственных проектах. Это проявляется, например, в работе разработчиков Gone Home из студии Fullbright, которая была создана людьми, работавшими над DLC к BioShock 2 — Minerva’s Den.

Таким образом, не следует думать о BioShock как об огромном памятнике, возвышающемся над морем, а скорее, как о череде наработок, использованных другими студиями. Если повезет, Cloud Chamber также их использует и в очередной раз перенесет геймеров в захватывающий мир BioShock.

Show More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close